your-road.ru — выберите свой путь!   
ГЛАВНАЯ РУБРИКИ СТАТЕЙ РУБРИКИ ПО СТРАНАМ РАССЫЛКА ПРОДУКТЫ РЕСУРСЫ ИНТЕРНЕТА PRIVATE AREA TERRA INCOGNITA О ПРОЕКТЕ КОНТАКТЫ

Планирование переездов, транспорт, нюансы путешествий и странствий за границей


Автор: Владимир Горев
Рубрика: Перемещения между странами
Написание (Copyright): 2016
Актуальность информации (Relevance): 2016-2017


Проезд границ на автомобиле


       Рассмотрим схему, на которой изображено, какие бывают пункты пропуска через границы государств (нас, естственно, в данной статье будет интересовать вариант автомобильного проезда через границы - и тут имеются некоторые нюансы):

Схема: пункты пропуска через государственные границы

Схема: пункты пропуска через государственные границы


      Особенности автомобильных пунктов пропуска:

      1. Естественно, что имеются границы между государствами, где нет автомобильных пунктов пропуска. Это, например, страны, входящие в Шенген. В них о смене государства "сигнализирует" только информационные знаки на трассе.

      2. Многосторонний автомобильный пункт пропуска (МАПП) - это наиболее частый встречаемый вариант контроля на границе, который годится для граждан любой страны (а не обязательно только для граждан граничащих стран).

      3. Но иногда между странами встречаются билатеральные (двусторонние) автомобильные пункты пропуска (ДАПП). ДАПП предназначены для пересечения границы только граждан граничащих стран. Это означает, что если Вы находитесь не на Родине (а за границей) и у Вас нет паспорта той страны, откуда Вы собираетесь выезжать в соседнюю страну, то на ДАПП пересечь границу не получится (так как она не предназначена для граждан третих государств, а только для граждан стран, имеющих эту границу). ДАПП встречает не часто (очень редко, но встречается). Где можно натолкнуться на ДАПП? Это могут быть незначительные по статусу местные автомобильные дороги (не трассы европейской значимости, не автомагистрали), вблизи границ дружественных государств, в которых возможно активное околограничное перемещение местного населения (например, Сербия-Черногория). Поэтому, если Вы планируете ехать новым маршрутом по делёкой загранице, выясняйте заранее, где для Вас пересечение границ возможно (МАПП), а где нет (ДАПП). Как это выяснить? Интернет и Google вам в помощь - выбирайте крупные дороги и автомагистрали, в Европе также выбирайте дороги с присвоенным префиксом "Е" (примеры: Е60, Е87 и т.п.), просматривайте границы на картах с целью понимания, есть ли там строения МАПП, увеличивайте карты и смотрите на нужную границу "из космоса", найдите информацию о пограничных пунтах пропуска конкретных стран (они имеют названия, часто соотвествующие ближайшему местному населённому пункту).

      4. Некоторые пункты пропуска могут работать не круглосуточно. Это не всегда критичная проблема, но все же...

      5. Не во всех автомобильных пунктах пропуска можно пройти через границу пешком или проехать на велосипеде (это также нужно выяснять заранее и учитывать).

      6. Некоторые автомобильные пункты пропуска могут предназначаться для опредлённого вида транспорта (либо только для легкового, либо только для грузового). Такое разделение возможно, если рядом имеется альтернативный КПП для другого вида транспорта. Например, если Вы едите из Загреба в Будапешт (по трассе Е65 в Хорватии, которая переходит в Е71 в Венгрии), то на хорватско-венгерской границе будет два КПП - одно для легкового транспорта (сворачивать никуда не надо) и другое для грузовиков (нужно свернуть с автомагистрали в сторону в соотвествии со знаками ПДД).

      7. На границе двух стран может находиться два автомобильных пункта пропуска - по одному для каждого государства. Тогда по ходу движения первый КПП будет считаться "выездным", а второй "въездным". Это более частый сценарий. Но может встретиться и один КПП, в котором всё равно будут находиться контролирующие службы обеих стран, но для автомобилистов это будет выглядеть, как "одно окно" (и одно здание, строение, будка). Подав на проверку паспорта в такой КПП, туристы получают их назад уже со штапмапи двух стран (один штамп выездной, другой - въедной). Это менее частый сценарий, но более комфортный для путешественника.

Въезд в Германию со стороны Австрии

Въезд в Германию со стороны Австрии - пример отсутствия автомобильных пунктов пропуска на границе
О въезде в другую страну свидетельствует только информационный дорожныый знак
Картинка нерезкая, так как это захват кадра с видео, сделанного в движении через лобовое стекло



Типичный МАПП

Типичный МАПП: основное строение по центру, вспомогательные - по бокам
(фотография взята с сайта http://rosteck.ru/)


Въезд на нетипичный МАПП

Въезд на нетипичный МАПП "Виноградовка", Украина (на границе с Молдовой)
Несколько лёгких домиков в поле (без пафоса, зато душевно, по-домашнему)


       На территории МАПП в РФ могут располагаться следующие контролирующие службы:

      1). Федеральная пограничная служба (ФПС, она же пограничная служба ФСБ РФ);
      2). Федеральная Таможенная Служба (ФТС РФ);
      3). Российская транспортная инспекция (РТИ РФ);
      4). Служба санитарно-эпидемиологического контроля;
      5). Подразделение МВД, отвечающее за миграционные вопросы;
      6). Служба ветеринарного контроля;
      7). Служба контроля по карантину растений.

       Если Вы въезжаете в Россию или выезжаете из неё, то обязательными к прохождению являются первые две службы (пограничники и таможенники). Остальные могут быть задействованы в конкретных случаях по мере необходимости. При этом, пограничники "имеют дело" с людьми, пересекающими границу (и их документами - паспортами, доверенностями, и т.п.). А таможенники "имеют дело" с имуществом людей, пересекающих границу (транспортными средствами, вещами, товарами и деньгами). Если Вы находитесь на российском МАПП, то Вам скорее всего придётся выходить из автомобиля, чтобы пройти паспортный контроль у пограничников и показывать содежимое автомомобиля таможенникам (возможны разные варианты: открывать по их просьбе багажник, все двери, перчаточный ящик, капот, содержимое сумок, отвечать на вопросы...). На выезде с МАПП в России всегда проверяют наличие въедного/выездного штампа в загранпаспортах путешественников (на некоторых МАПП бывает суета и кто-то может "под шумок" проскочить, так вот, чтоб не проскочил...).

       За границей на МАПП тоже можно встретить работников разных служб (особенно при оформлении Tax Free). Но часто автопутешественники имеют дело только с одним официальным лицом. Выходить и машины, как правило, никуда не нужно (либо общение происходит через опущенное стекло двери автомобиля с пограничником, который через окошко общается с людьми, либо работник границы подойдёт сам, заберёт документы на проверку и принесёт из через какое-то время). Конечно при этом на Вас внимательно посмотрят. Из документов попросят паспорта и СТС на автомобиль. Кто именно находится за рулём - обычно пограничников не волнует (права просят предъявлять не часто). Багажник также просят открывать достаточно редко - это стало практиковаться последнее время (примерно с 2015 года) из-за беженцев на границах ЕС со своими южными странами-соседями (вдруг Вы в багажнике провозите афроамериканца). Если Вы проезжаете через конкретный МАПП не часто, то вещи, скорее всего, никто не осмотрит (но могут поинтересоваться ввозимыми товарами, особенно, если их ввоз строго контролируется - сигареты, бензин и спиртное, например, интересуют всех). Но проход границ через зарубежные МАПП далеко не везде одинаков - есть комфортные и некомфортные "границы". Опыт автора свидетельствует, что чем дальше от границ с РФ, тем пограничный контроль более мягкий, и наоборот, самый жёсткий пограничный контроль в зарубежье - именно на МАПП государств, граничащих с РФ, за исключением Белоруссии (тут дружба и границ "нет") и Финляндии (тут большой трафик из Санкт-Петербурга).

       Самая комфортная граница, проходимая автором - это въезд в Черногорию. Просто сидит на табуретке пограничник у КПП, записывает в какой-то блокнот номера останавливающихся рядом с ним автомобилей и машет рукой - "Давай проезжай! Следующий...". Никаких штампов в паспорта, никаких проверок багажника (очень надеюсь, что блокнот с записями номеров автомобилей они не сжигают по вечерам при растопке мангала).

       Достаточно строгая граница, проходимая когда-либо автором (причём не один год подряд) - это граница России с Латвией (МАПП Убылинка-Grebnova). Латышские работники этой МАПП очень досконально проверяют все документы и транспорт. Для прохождения этой границы (то есть для въезда в Латвию и соотвественно в ЕС) нужно заполнять таможенную декларацию (её выдают при въезде на территорию МАПП и заполнить её должен каждый). В ней нужно указывать в частности - сколько ввозится топлива, сигарет, крепких спиртных напитков и т.п.

       Бывает, что за границей (точно в Белоруссии, Украине, Молдавии и Латвии) при въезде на территорию МАПП выдают талончик с данными автомобиля, который нужно отметить (штампом или подписью должностного лица - при прохождении пограничного и таможенного контроля) и сдать при выезде с территории МАПП.


Пример талона, выдаваемого на въезде на МАПП в Украине

Пример талона (увеличено), выдаваемого на въезде на МАПП в Украине
Указывается количество человек в машине, марка автомобиля, его гос.номер
Талон после прохождения нужно отметить печатями пограничников и таможенников, и сдать в будке при выезде с МАПП


       Бывают очень необычные МАПП, которые даже МАПП назвать трудно. Эта необычность связана с особенностями территориального разграничения стран и объектов, находящихся на этой земле. Так, например, трасса Е87 (когда-то общая для СССР, на участке Одесса-Маяки-Паланка-Удобное-Сарата) проходит сначала по территории Украины, затем примерно 5 км по территории Молдовы, а затем опять по Украине. Ставить на таком коротком промежутке два сдвоенных МАПП (Украины-Молдовы и Молдовы-Украины) – это крайне нерационально со всех точек зрения. Поэтому при въезде в эту зону стоит КПП, около которого украинский пограничник оперативно выдаёт транзитному автомобилю специальный талон. Минуя по трассе небольшой «фрагмент» Молдовы, нужно на выезде этот талон сдать другому украинскому пограничнику и всё – можно опять мчаться по Украине дальше.

Пример талона, выдаваемого в Украине для временного транзита по территории Молдовы

Пример талона (увеличено), выдаваемого в Украине для временного транзита по территории Молдовы там,
где трасса Е87, проложенная в советское время в Одесской области, около 5-ти км проходит по Молдове
В районе Маяки-Паланка-Удобное. Не ставить же там КПП... Талон получают в начале участка и сдают по его окончанию


       Если Вы едите через какую-то границу на автомобиле в первый раз, то будьте очень внимательны и готовы к нетривиальному маневрированию (вождению) на территории самого МАПП. Очень многие МАПП (и отечественные, и иностранные) с точки зрения расположения автомобильных путей проектировали [дорожно-строительные] маньяки! Понятно, что у проектировщиков была задача развести легковой, грузовой и автобусный транспорт по разным дорожным «рукавам» для прохождения границы. Но то, как это чудовищно реализовано в некоторых МАПП, заставляет усомниться в адекватности проектировщиков. На разных МАПП Вам рано или поздно встретится всё (кроме железнодорожных путей и тоннелей): светофоры трехцветные дорожные, светофоры двуцветные пропускные, перекрёстки, пересечения, сужения и расширения полос, круговые движения, дорожные знаки стационарные, дорожные знаки временные, дорожные знаки на асфальте, красный и зелёный коридор, шлагбаумы, регулировщики... Совет такой: либо езжайте за кем-то, либо езжайте очень медленно и внимательно смотрите на дорожные знаки (в том числе, временные, если на МАПП вдруг затеяли ремонт дорог). Знаки могут располагаться сбоков дороги, наверху, могут быть нарисованы на асфальте или на картонке, приставленной к кирпичу.

Пример знака движения по полосам на МАПП

Пример знака движения по полосам на МАПП, а также красного и зелёного коридоров
Лекговым автомобилям нужно двигаться в соответствии со своими иконками
Они на знаках есть. Вы их разглядели?


       Следует учитывать также, что каждый МАПП – это свой «мир», со своими порядками, правилами и «законами». То, что вполне позволительно на одном МАПП, на другом может считаться абсолютно недопустимым нарушением. Работники МАПП – вежливые люди, основная задача которых «быть начеку» (их можно понять, но иногда они реально и своеобразно чудят, а также могут вести себя недружелюбно по любому, даже самому незначительному поводу). Сигналы пропускных светофоров на территории МАПП (не "трехцветных" дорожных, а именно "двуцветных" пропускных) очень часто не играют никакой роли – может «рулить» регулировщик. Регулировщик может иметь жезл или просто пользоваться руками. Жесты, подаваемые регулировщиком не всегда понятны. Иногда регулировщик может «не отвечать за базар» (показать жезлом одно, а сказать потом совершенно другое).

       Обычно на классическом МАПП непосредственно в зоне контроля имеется несколько потоков (полос) пропуска в каждую сторону (на выезд из страны и на въезд):
      • Для «своих» граждан - сверху над полосой (или прямо на полосе, на асфальте) будет иконка с буквенным кодом страны или размещён флажок страны;
      • Для граждан сопредельного государства и/или всех остальных.

       Над полосой КПП может быть написано: «All passports» – все паспорта (для всех вообще), или «EU passports» – только для граждан Евросоюза. Иногда нет никаких надписей, но автомобильная очередь «самостоятельно» делится на рукава – тут нужно смотреть на регистрационные знаки автомобилей (можно попасть не в "свою" очередь). Но в некоторых странах, особенно при наплыве автотранспорта, знаки над полосой КПП могут не играть никакой роли (обслуживают всех, независимо от паспорта).

Дорожный знак о скоростном режиме в стране

После проезда МАПП и въезда в соотвествующую страну, Вы встретите дорожный знак о скоростном режиме в этой стране
А также - нужно ли включать ближний свет во время движения


       Завершая истории про МАПП следует сказать, что один и тот же МАПП на въезд может работать в одном режиме, а на выезд в другом. Например, на выезд из страны МАПП может работать по принципу «одного автомобиля» (строго по очереди, по одному автомобилю в полосе). А на въезд этот же МАПП будет работать по «групповому» принципу (загоняют по 8-10 автомобилей на полосу и все гурьбой проходят паспортный контроль и таможню). Инструкций для водителей по прохождению МАПП Вы нигде не найдёте! Если Вы через полгода едите через какой-то уже известный Вам МАПП и все правила изменились – не удивляйтесь. Возможно поменялось руководство или какие-то инструкции, которые мы с Вами никогда не прочитаем, потому что они не для всех...

      Советы по прохождению МАПП:
1. Самое страшное - не лезьте без очереди, хитрожопых никто не любит (даже не извиняюсь за некоторые слова). Обычно терпимо пропускают без очереди автомобили с маленькими детьми.
2. Наберитесь терпения, особенно, если перед Вами большая очередь.
3. Автомобиль должен быть условно чистым и внешне исправным. Допускаются мелкие незначительные не бросающиеся в глаза дефекты. Фары, фонари, стекла не должны быть битыми, машина не должна «рычать» и не должна «чадить».
4. Оставьте дома предметы, разрешённые в РФ, но запрещённые в государстве, в которое Вы въезжаете (например, антирадар). Временно переложить в багажник – не канает. То же самое с тонировкой.
5. При движении по МАПП внимательно смотрите на дорожные знаки.
6. Следуйте указаниям сигналов светофора и жестам регулировщика.
7. При случайном возникновении критической ситуации на МАПП (не туда повернули, пересекли на 10 см стоп-линию, проехали на красный сигнал светофора, не так истолковали жест регулировщика) попытайтесь разрешить вопрос мирно. При необходимости обращайтесь к начальнику смены/старшему по МАПП (скандалов никто не любит).
8. Будьте готовы, что Вас могут попросить пройти тест на алкоголь (экспресс-продувка одноразовыми трубочками).
9. Подготовьте все необходимые документы заранее и продумайте, что Вы скажете по поводу цели Вашего путешествия.
10. При больших очередях на МАПП можно сходить в туалет до прохождения КПП (выйти из машины, дойти до туалета в здании МАПП и затем вернуться назад). Если очередь большая и до туалета идти дальше, чем до ближайшего леса - используйте лес, но по возможности чисто.
11. Бесцельно бродить по МАПП не рекомендуется. Курить непосредственно на МАПП можно в специальных местах у урн, а в автомобильной очереди – либо стоя рядом с машиной, либо в самой машине (окурки демонстративно не бросать, при необходимости – съедать их незатушенными :-)).
12. При больших очередях можно выйти из машины и размяться (помахать руками, поприседать, понаклоняться, поотжиматься). В очереди можно скоротать время за едой, чтением, разгадкой кроссвордов и просмотром видеофильмов по ноутбуку.
13. Многие МАПП оснащены WEB-камерами, чтобы можно было удалённо понять, какие на нём очереди.
14. Если на выбранном МАПП часто наблюдаются очереди, то для пересечения границы в этом месте следует выбирать будний день и ночное время (реальное ожидание в очереди может достигать 6-ти часов при неудачном раскладе обстоятельств).

Что хорошо - это то, что при подъезде к любому МАПП (уже на приграничной территории) Вы не встретите засаду местного ГАИ (traffic control). Поэтому, если случайно превысите скорость или пересечёте сплошную на подъезде к МАПП - особо не переживайте. А вот после МАПП дорожная полиция стоит очень часто. Тут играет роль психология - каждому хочется помчаться побыстрее после долгого ожидания в очереди. И тут в кустах они, родимые, с радаром...

Поделиться:


Как гарантировано обустроиться за границей
обыкновенному человеку?


Получите эти знания!
Скачайте бесплатно
12 небольших PDF-книг по обустройству за границей

Как обустроиться за рубежом?
с одновременной подпиской на авторскую рассылку




Подробная информация о содержании книги и рассылки представлена на странице "Рассылка".

Собрались в дорогу?
На самолёте, пароме, поезде, автобусе, автомобиле...

Калькулятор расходов для путешествия

Но не знаете, сколько
для этого нужно денег?


Скачайте совершенно бесплатно калькулятор бюджета любого путешествия
Форматы: xls и xlsx



ГЛАВНАЯ |  РУБРИКИ СТАТЕЙ |  РУБРИКИ ПО СТРАНАМ |  РАССЫЛКА |  ПРОДУКТЫ |  РЕСУРСЫ ИНТЕРНЕТА |  PRIVATE AREA |  TERRA INCOGNITA |  О ПРОЕКТЕ |  КОНТАКТЫ
 
Copyright © Владимир Горев 2009-2017. На сайте представлена информация для возрастной категории посетителей: 18+
ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ  |  ПОЛИТИКА КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ